Внимание! Декларацию УСН для ООО нужно сдать до 27 марта. А для ИП — до 25 апреля. Получите её сейчас.

Переход на АУСН при регистрации бизнеса

Какой налоговый режим выбрать молодому предпринимателю, который только-только решает зарегистрироваться как ИП или открыть ООО? Вопрос важный, ведь от него зависит и налоговая нагрузка, и наличие определенных льгот, и в итоге размер прибыли. В этой статье мы познакомим вас с новым режимом для малого бизнеса АУСН - он входит в группу льготных, специальных. Расскажем об особенностях и выгодах этой системы, отметим, на что обратить внимание при выборе АУСН, а также разъясним порядок перехода при открытии бизнеса.
Содержание
  1. Кто может работать на налоговом режиме АУСН
  2. АУСН: переход при открытии ИП или ООО

1. Кто может работать на налоговом режиме АУСН

Аббревиатура АУСН расшифровывается как автоматизированная упрощенная система налогообложения. Обычная УСН никуда не делась - она по-прежнему функционирует, имея свои, отличительные условия и не заменяется новой АУСН. Почему же режим АУСН тоже имеет в своем названии слово “упрощенный”? Потому что вести деятельность на новом режиме действительно проще: отменяется большая часть отчетности, взносы в ПФР и ФФОМС платит не работодатель, а федеральный бюджет, налоги будет рассчитывать ИФНС, а полномочия по исчислению НДФЛ, переводу налогов и зарплаты переданы банкам. Пока что режим экспериментальный, введен до конца 2027 года для бизнесменов, зарегистрированных в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане.

На автоматизированной УСН, так же, как и на обычной, бизнесмен вправе сам выбрать объект налогообложения: “доходы” 8% или “доходы минус расходы” 20% (здесь еще минимальная ставка 3%). Если ИП или ООО платят торговый сбор в Москве и выбрали первый объект на АУСН, то смогут уменьшить сумму налога на сумму такого сбора. Кстати, налоговый период - один календарный месяц.

Новый режим подходит только для бизнесменов, виды деятельности которых не ограничиваются законом. Так, предприниматели с кодами ОКВЭД, которые указывают на деятельность ломбардов, проф. участников рынка ценных бумаг, НКО, кредитных организаций, страховщиков и др., не вправе применять АУСН.

Также на новой АУСН проще вести учет расходов и доходов. Первые признаются на дату списания средств со счета, вторые, соответственно, на дату зачисления. Если есть онлайн-касса, будет иметь значение дата в чеке. Книга учета не понадобится!

Дополним про страховые взносы. Работодатели на АУСН платят лишь один взнос - на травматизм в Фонд соцстраха. Его размер всего 2040 рублей за целый календарный год и за всех сотрудников. А ИП на АУСН освобождены от фиксированных взносов за себя и от уплаты 1% с дохода более 300 000 рублей. Получается, ИП на АУСН без штата вообще не платит ничего!

Кстати, о штате. Есть на АУСН и недостатки. Среднее число работников не может превышать более 5 человек - все-таки режим для малого бизнеса. Причем в это число входят и внешние совместители, оформленные по трудовому договору, и работающие по гражданско-правовому соглашению. Еще нельзя принимать на работу нерезидентов РФ и имеющих право на досрочную пенсию. Заработная плата на АУСН должна перечисляться исключительно безналом.

Еще про ограничения и указание на применение АУСН только малым бизнесом. Годовой доход не может превышать 60 млн. рублей. Остаточная сумма ОС у компаний - 150 млн. Тажке для обществ с ограниченной ответственностью есть запрет на обособленные подразделения и на участие в их УК других юр. лиц с долями в целом больше 25% (есть исключения).

Работать на АУСН можно только со счетом в банке, входящим в особый перечень, утвержденный налоговой. Хорошая новость в том, что этот список немалый, расширяется и включает наиболее востребованные кредитные организации. Проверьте этот перечень непосредственно перед переходом на автоматизированную УСН.

Важно! АУСН не сочетается ни с одним другим налоговым режимом. Не путайте с обычной упрощенкой, работать на которой можно, одновременно используя патентную систему налогообложения. Есть только один случай, когда ИП и ООО могут оказаться в течение одного календарного года на АУСН и на другом режиме - это “слет” с АУСН. Тогда предприниматель оказывается на ОСНО.

Документы для открытия ООО
Открываете ИП или ООО?
Пройдите регистрацию бесплатно вместе с онлайн-сервисом в партнерстве с Тинькофф. Сервис сам заполнит нужные документы и передаст в налоговую онлайн. Не нужно платить пошлину, куда-то ехать и тратить время в очередях. Это удобно и надежно!

2. АУСН: переход при открытии ИП или ООО

Для новых индивидуальных предпринимателей и компаний, которые проходят регистрацию в 2022 году с даты введения АУСН (1 июля) и до конца года, новый режим доступен с самого начала работы. И только так. То есть нельзя пару месяцев побыть на патенте, а к концу 2022-го перейти на АУСН. Переход при открытии будет выполнен, если:

  • Бизнесмен подаст в ИФНС уведомление о применении АУСН сразу с документами на регистрацию своего дела.
  • Бизнесмен сделает это в течение 30 календарных дней, следующих за его регистрацией. Тогда АУСН будет считаться примененной с первого дня деятельности.

До окончания 2022 года сменить режим на иной будет нельзя.

Подать указанное уведомление можно и через ЛК налогоплательщика на портале налоговой, и через свой уполномоченный банк, который, напомним, должен входить в специальный перечень.

Что касается не новых, а уже действующих бизнесменов, которые на дату введения АУСН уже были зарегистрированы, то они смогут перейти на этот режим, начиная с 2023-го года. Для этого надо успеть подать в инспекцию уведомление до конца текущего года (крайний день - 31 декабря).

Важно! В уведомлении о применении автоматизированной упрощенки обязательно должен быть указан выбранный объект налогообложения - “доходы” или “доходы минус расходы”. Выбранный вариант сменить на протяжении календарного года работы невозможно, поэтому просчитайте все за и против основательно.

Документы для открытия ООО
Бесплатные документы на регистрацию
Их подготовит партнерский онлайн-сервис Тинькофф для ИП или ООО всего за 15 минут. Вы сможете скачать и распечатать документы, а после подать в налоговую по инструкции, которая будет приложена. Ошибки исключены, ведь в сервисе документы готовятся лишь на новых бланках и по всем требованиям закона.