Регистрация ИП через МФЦ
- 25 апреля 2021
- Просмотров:
Многофункциональный центр (МФЦ) может принять у вас документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Сами многофункциональные центры не регистрируют предпринимателей - они пересылают полученные документы в налоговую инспекцию. Некоторые из МФЦ сейчас, в 2023 году, уже перешли на электронный документооборот с инспекциями, а значит, срок регистрации при подаче сведений через них будет примерно таким же, как в налоговой. Другие пока отправляют документы почтой - в этом случае к сроку регистрации нужно добавить время на пересылку.
1. Зачем регистрировать ИП в МФЦ?
Главный плюс МФЦ - это их многочисленность и доступность. Поставить вас на учет в качестве ИП может не любая налоговая инспекция - можно обращаться только в регистрирующую налоговую для вашего адреса. Такая инспекция обычно одна на область или крупный город. Добираться в налоговую и подстраиваться под ее график не всегда удобно, в таком случае может выручить многофункциональный центр.
МФЦ сейчас есть во многих населенных пунктах, а в крупных городах - практически в каждом районе. Часто они работают в выходные и с более удобным расписанием, чем госучреждения. Рабочие часы удобного вам центра можно выяснить на его сайте, там же обычно указано, есть ли предварительная запись и электронная очередь.
Второе важное преимущество подачи через МФЦ - это возможность зарегистрироваться без оплаты госпошлины. Но уплачивать ее не нужно только в том случае, если выбранный вами центр отправляет документы в электронном виде. Об этой возможности лучше заранее узнать по телефону в выбранном вами центре. Также госпошлина не оплачивается, если вы открываете ИП через бесплатный онлайн-сервис вместе с Тинькофф Банком.
2. Какие могут быть проблемы?
Не все МФЦ принимают документы на регистрацию ИП. Выбирая центр для отправки документов, учитывайте не только территориальную близость и удобство графика - интересуйтесь заранее, примут ли вообще документы. Кроме того, сразу уточните, как сведения направляются в инспекцию - в электронном или в бумажном виде. Это влияет и на стоимость регистрации, и на скорость процесса.
Срок регистрации через МФЦ увеличивается с 5 до 7-10 дней. Если документы направляются в инспекцию в электронном виде, обычно он увеличивается незначительно, но гарантировать вам получения регистрационных документов меньше, чем через неделю, никто не сможет.
Госпошлину можно не уплачивать только в том случае, если МФЦ отправляет электронные версии документов. Если же электронный документооборот у центра и инспекции не налажен, вам придется заплатить пошлину в обычном размере (в 2023 году она составляет 800 руб.). Учтите, что реквизиты для оплаты госпошлины при регистарции в налоговой и через МФЦ разные, поэтому если вы хотели зарегистрироваться непосредственно в ФНС, уже оплатили пошлину, но потом передумали, ваша квитанция не подойдет для подачи через МФЦ.
Учитывайте, что сотрудники МФЦ не так компетентны в вопросах регистрации, как инспекторы ФНС. Если у вас есть какие-то вопросы по заполнению документов, не факт, что на них смогут правильно ответить. Кроме того, в МФЦ могут пропустить какие-то ошибки в заполнении, из-за которых инспекция в итоге откажет в регистрации. При подаче через налоговую их иногда можно исправить на месте, в МФЦ такой возможности не будет.
В МФЦ могут не принять уведомление о переходе на УСН. В таком случае нужно будет подать его отдельно и уже в вашу территориальную налоговую инспекцию, где вы будете стоять на налоговом учёте. Это можно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, тогда упрощенка будет действовать для вас с первого дня работы.

3. Подача документов через МФЦ по шагам
Чтобы подать документы через МФЦ, воспользуйтесь следующей инструкцией:
- Подготовьте документы и заполните заявление - это можно сделать вручную, на компьютере или автоматически, через специальные сервисы. Если за вас документы будет подавать кто-то другой, оформите нотариальную доверенность
- Выберите подходящий центр. Общего сайта у МФЦ нет, но они легко находятся через любые поисковики. Учитывайте, принимает ли выбранный центр документы на регистрацию, в каком виде, где находится и как работает
- Запишитесь на прием. Для этого нужно авторизоваться на сайте выбранного центра через портал госуслуг. Если предварительной записи нет, постарайтесь уточнить по телефону, в какое время меньше очередей и действует ли электронная очередь
- Если электронной отправки документов в МФЦ нет, оплатите госпошлину. Уточните реквизиты для оплаты при подаче через МФЦ на сайте ФНС
- Подайте документы. Забирать в МФЦ или инспекции регистрационные документы не нужно - их отправляют на электронную почту, указанную в заявлении Р24001.