Пошаговая инструкция: как открыть ИП самостоятельно в 2023 году
- 08 августа 2021
- Просмотров:
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в 2023 году не обязательно прибегать к помощи специалистов: зарегистрироваться в налоговой можно самостоятельно. Главное - это правильно оформить документы. Подать документы можно недорого или вообще бесплатно.
Регистрируйте ИП бесплатно с Тинькофф Банком. В этом случае вы сэкономите время и деньги: не нужно оплачивать госпошлину, выпуск ЭЦП и помощь специалистов. А еще для ИП сразу после постановки на учет будет открыт расчетный счет на выгодных условиях!
1. Как самостоятельно подготовить документы для регистрации ИП в 2023 году
Для того, чтобы инспекция не отказала вам в регистрации, у вас должен быть подготовлен полный пакет документов именно для вашего случая, и все эти документы должны быть правильно оформлены. Есть два основных документа, которые в 2023 году подают все будущие предприниматели:
- Копия паспорта (все заполненные страницы по 2 на листе)
- Заявление на регистрацию по форме Р21001
В заявлении нужно указать персональную информацию (ФИО, прописка, ИНН, контактные данные) и виды планируемой деятельности по ОКВЭД (один основной - обязательно, любое количество дополнительных - по желанию). Заполнить заявление вы можете самостоятельно (от руки или на компьютере) или автоматически. У ФНС есть жесткие требования по оформлению заявления, если не соблюсти какие-то из них (например, заполнить не тем шрифтом или ручкой не того цвета), в регистрации могут отказать.
Полный перечень регистрационных документов зависит от следующих факторов.
- Способ подачи. При электронной подаче документов (через бесплатный онлайн-сервис, нотариуса или МФЦ) не нужно уплачивать госпошлину. В остальных случаях к пакету документов нужно приложить квитанцию об оплате пошлины
- Выбранный режим налогообложения: если вы планируете работать на УСН, уведомление о переходе на упрощенку лучше подать вместе с документами на регистрацию. Правда, это позволяет сделать не любой способ подачи - в МФЦ, например, уведомление не примут, подавать его всё равно нужно будет в налоговую отдельно.
- Гражданство: иностранные граждане кроме основных документов должны еще представить нотариально заверенный перевод удостоверения личности
- Возраст: несовершеннолетние граждане должны подтверждать свое право на ведение бизнеса. Для этого подойдет один из следующих документов: свидетельство о браке, разрешение от одного из родителей или опекунов, решение суда о признании дееспособности
- Направление бизнеса: для ведения некоторых видов деятельности требуется справка об отсутствии судимости или другие дополнительные документы

2. Как подать документы самостоятельно
Если вы самостоятельно подаете документы, действуйте в следующем порядке:
- Снимите копии с нужных документов
- Заполните заявление по форме Р21001 (в 2 экземплярах)
- Если планируете примеять упрощённую систему налогообложения, подготовьте уведомление о переходе на УСН (в 3 экземплярах)
- Выберите способ подачи
- Оплатите госпошлину (если это необходимо при вашем способе подачи)
- Подайте документы
- Если вам нужны будут бумажные оригиналы документов о регистрации, подайте заявление на их получение
- Получите расписку о подаче документов
- Если подавали заявление на УСН получите его копию с датой, подписью сотрудника инспекции и печатью
- Через 3 рабочих дней вы получите документы на электронную почту. Если вы запрашивали бумажные оригиналы, заберите их в инспекции или МФЦ
3. Что делать после регистрации ИП
- Выбрать налоговый режим. Если вы не сделали это до регистрации, лучше определиться сразу после нее, хотя бы на первое время. Предпринимателю в 2023 году доступно 4 спецрежима (УСН, НПД, ПСН и ЕСХН).
- Зарегистрироваться в ФСС. Это нужно сделать, если вы нанимаете хотя бы одного работника, без наемного персонала вставать на учет не нужно.
- Получить коды статистики (для заполнения налоговых деклараций и открытия банковских счетов). Обычно они приходят на почту каждому зарегистрированному ИП, но если отдел статистики не прислал их вам, нужно обратиться за их получением самостоятельно.
- Заказать печать. По закону вы не обязаны ее иметь. Следует помнить, что без печати нельзя заверять трудовые книжки, поэтому, если вы планируете нанимать персонал, то печатью лучше обзавестись.
- Открыть банковский счет. Для ИП это не обязательно, но использование счёта
физического лица имеет ряд существенных ограничений, поэтому лучше завести отдельный
счёт
для ИП.
Тинькофф предлагает быстрое открытие и выгодное обслуживание расчетного счета для ИП. - Купить и установить кассу. С июля 2019 года почти всем предпринимателям, которые принимают платежи от физических лиц должны иметь онлайн-кассу.
- Оформить лицензию. Это нужно делать только в случае, если ваша деятельность подлежит лицензированию. В таком случае соберите необходимые документы, обратитесь в лицензирующий орган и оплатите госпошлину.
- Организовать внутренний документооборот: трудовой распорядок, приказы, трудовые книжки и пр.
- Подавать налоговые декларации и уплачивать налоги (порядок зависит от выбранного режима налогообложения).
- Уплачивать взносы за себя и работников. Учтите, что ИП обязан платить за себя взносы в ПФР и ФФОМС, даже если у него нет дохода.
