Внимание! Декларацию УСН для ООО нужно сдать до 27 марта. А для ИП — до 25 апреля. Получите её сейчас.

Как закрыть ИП без сотрудников

При ликвидации бизнеса, предприниматели сталкиваются с вопросами - что нужно делать, в какой последовательности, как не ошибиться и учесть все требования законодательства.
В статье:
  1. Действия до подачи заявления
    1. Возврат долгов в бюджет и партнерам
    2. Отчет по закрытию кассы
    3. Расторжение договора с банком
  2. Пошаговая инструкция по процессу ликвидации ИП без работников
    1. Документы для ликвидации, госпошлина
    2. Подача данных в налоговую службу
    3. Документ о снятии с учета
    4. Декларация по УСН

Закрыть ИП не так просто, ведь кроме подготовки заявления для налоговой, нужно погасить долги в бюджет и рассчитаться с контрагентами, направить отчеты, уплатить страховые отчисления, расторгнуть отношения с банком и закрыть кассу, разобраться - нужно ли платить пошлину. А наличие сотрудников еще больше увеличит список обязательных мероприятий, так как расторжение трудовых отношений предусматривает дополнительные действия. Закрыть ИП без сотрудников легче, но все же - стоит придерживаться поэтапной инструкции, которую мы для вас подготовили.

1. Действия до подачи заявления

До того как подать в налоговую информацию о прекращении деятельности, необходимо провести подготовительные мероприятия. Мы предлагаем придерживаться последовательности действий, описанной в инструкции, чтобы избежать возможных проблем - конфликтов, штрафов, разбирательств.

До того как закрыть ИП без работников, выполните пункты 1.1-1.3.

1.1 Возврат долгов в бюджет и партнерам

Поскольку предприниматель одновременно является и физическим лицом, его финансовая ответственность не делится на личную и коммерческую. Все долги, накопленные во время ведения бизнеса, нужно будет вернуть. Теоретически, прекращение деятельности с долгами возможно, но только в том случае, если бывший предприниматель готов вернуть задолженности в сроки, прописанные в законе.

Чтобы избежать проблем, рассчитайтесь по долгам своевременно - до ликвидации или после, соблюдая сроки:

  • При закрытии ИП на УСН без работников налоговые отчисления уплачиваются до 25 числа будущего месяца. То есть, закрыв бизнес в июне, вы должны перечислить налог не позже 25 июля. Такое же правило действует для предпринимателей на едином сельхозналоге.
  • Ликвидация ИП на патенте без сотрудников предусматривает закрытие патента до снятия с учета, так как в правилах оплаты патента указано, что он должен быть оплачен до окончания действия.
  • Отчисления в страховые фонды предприниматель обязан внести в течение 15 дней с момента снятия с учета, рассчитав сумму в соответствии с количеством отработанных дней в статусе ИП.
  • С кредиторами и контрагентами бизнесмены рассчитываются по условиям заключенного договора. Закон не обязывает возвращать кредиты и долги партнерам досрочно.

Нарушение установленных сроков оплаты дает заинтересованным лицам право востребования задолженности в судебном порядке. Поэтому в ситуации, когда денег на покрытие долгов ИП не хватает, стоит озвучить проблему держателю долга: ФНС может дать отсрочку уплаты, а партнеры могут войти в положение и изменить сроки расчета.

Обратите внимание: Если после закрытия ИП осталась дебиторская задолженность, на нее распространяются те же правила, как для кредиторской. То есть, вы вправе требовать оплату с партнеров, даже если расчетный счет будет не действителен.
Может заинтересовать: Ликвидация бизнеса с долгами

1.2 Отчет по закрытию кассы

Когда предприниматель закрывает торговую точку и снимается с учета, он не обязан подавать в налоговую отдельное заявление для закрытия кассы. ФНС снимет кассу с учета самостоятельно, когда статус предпринимателя в ЕГРИП изменится.

Но, не забудьте, что нужно до подачи заявления снять отчет о закрытии фискального накопителя и направить двум адресатам - оператору фискальных данных и налоговой.

Современные смарт-терминалы имеют опцию формирования отчета и дистанционного отправления. Но, в случае работы с автономной кассой, бизнесмену потребуется везти накопитель в налоговую или СЦ для считывания информации.

Не упустите нюанс: Предприниматели обязаны сохранять накопитель 5 лет и предоставлять его в налоговую по требованию, в случае проведения проверок.
Закрываете ИП?
Сделайте это дистанционно! Наш сервис подготовит все необходимое и направит информацию о ликвидации бизнеса в налоговую по ЭЦП! Вы получите готовые документы, которые при желании можно скачать и передать в ИФНС самостоятельно.

1.3 Расторжение договора с банком

Даже при нулевом остатке, предпринимателю потребуется закрыть банковский счет. Многие кредитные учреждения предусматривают возможность расторжения договора онлайн - об этом следует уточнить в своем банке.

Лучше всего закрыть счет до снятия с учета. Мы рекомендуем сделать это заранее, так как при незапланированных поступлениях после исключения ИП из реестра, налоговая воспримет перевод, как незаконную предпринимательскую деятельность.

Если вы не торопитесь закрывать счет из-за ожидания оплаты по дебиторскому долгу - просто сообщите должнику другие реквизиты. Ранее мы уже говорили о том, что закрытие ИП не влияет на взаиморасчеты с партнерами (правило действует в обе стороны).

2. Пошаговая инструкция по процессу ликвидации ИП без работников

2.1 Документы для ликвидации, госпошлина

Приятный момент при ликвидации для предпринимателей - обязательным документом для налоговой является только заявление на актуальном бланке Р26001. Но, несмотря на то, что документ один, важно ответственно подойти к его подготовке и учесть каждое требование ФНС по заполнению. Многие бизнесмены не могут пройти ликвидацию с первого раза из-за помарок или ошибок, которые кажутся несущественными, но именно из-за них ФНС отказывает в закрытии. С помощью нашего сервиса вы можете справиться с задачей подготовки заявления за 15 минут - мы сами внесем данные по требованиям налогового органа, исключив ошибки.

В некоторых случаях, при подаче заявления бизнесмену потребуются дополнительные документы:

  • Квитанция об уплаченной госпошлине в размере 160 рублей нужна, когда документы подаются напрямую в отделение инспекции в распечатанном виде. Предприниматели платят госпошлину, если самостоятельно подают заявление в ИФНС, отправляют туда своего представителя или передают документы курьерской доставкой (либо почтой). При подаче онлайн ничего платить не нужно.
  • Паспорт потребуется для удостоверения личности бизнесмена при обращении в налоговую инспекцию или многофункциональный центр.
  • Доверенность от нотариуса и паспорт должен взять с собой представитель ИП, на которого возложена обязанность подать заявление вместо предпринимателя.
Важно: Не забудьте заверить свою подпись на бланке Р26001 у нотариуса, если подаете документы почтой или с доверенным лицом! При обращении в инспекцию или МФЦ, документы не подписывайте: это делается только под контролем налогового инспектора или сотрудника многофункционального центра.

2.2 Подача данных в налоговую службу

Вариантов подать документы в ФНС предусмотрено несколько:

  • Дистанционный способ: подача через наш онлайн-сервис, который возьмет на себя все задачи: подготовит нужные документы, направит в электронном виде в ИФНС с помощью УКЭП. Вы потратите на ликвидацию всего 15 минут.
  • Традиционный вариант предполагает личное присутствие предпринимателя или его законного представителя в налоговой инспекции с распечатанными документами. Не забудьте в этом случае уплатить госпошлину и взять с собой квитанцию.
  • Еще один удаленный способ - подача документов курьером или почтой.
  • Новый вариант - платная услуга нотариуса, в рамках которой он отправляет ваши документы в налоговую инспекцию по своей цифровой подписи.
Воспользуйтесь онлайн-сервисом и закройте ИП, не выходя из дома!
У вас есть возможность сэкономить время, не обращаясь за платной услугой нотариуса! Через наш сервис вы можете направить заявление о ликвидации онлайн, которое мы подготовим для вас сами. Весь процесс отнимет не более 15 минут!

2.3 Документ о снятии с учета

По истечении 6 дней после приема заявления, налоговый орган уведомляет предпринимателя об исключении из реестра. Сведения направляются на электронный адрес, который вы укажите в бланке на ликвидацию. Когда прекращение деятельности регистрируется успешно, ИП получает лист записи из реестра, а когда ФНС отказывает - то в уведомлении прописывается причина.

Электронный лист записи ЕГРИП подписан ЭЦП налоговой и имеет законную силу, но если вам потребуется распечатанный документ о снятии с учета - нужно ставить отметку в Р26001 и получать лист по месту подачи заявления.

2.4 Декларация по УСН

Как мы уже говорили, закрытие ИП на УСН без работников происходит проще, так как без штата не нужно предпринимать дополнительные меры по расторжению договоров с персоналом, уведомлять трудовую инспекцию и пр. Но в любом случае, наличие сотрудников не отменяет порядка вышеописанных действий и не отменяет необходимость подачи декларации.

Конкретного срока подачи последнего отчета в законе не прописано, однако существуют разъяснения от госорганов, на которые можно ориентироваться. Так, Минфином рекомендовано сдать декларацию по УСН при снятии ИП с учета не позже 25 числа будущего месяца. Такой же срок установлен при оплате налогов по упрощенке.

Не забудьте: даже когда предприниматель не вел деятельность, но еще стоял на учете, он должен подавать декларацию на прошедший период! В этом случае декларация будет нулевая.
Подготовьте заявление для ликвидации ИП
Вам не придется беспокоиться за ошибки или неточности при подготовке заявления, если вы доверите эту задачу нашему сервису! Мы заполним данные правильно, учитывая новые поправки и требования ФНС, а также предоставим понятную пошаговую инструкцию по ликвидации ИП.